« Все новости

Олег Соколов: «Сборную России подрезали на взлёте»

2016-03-30 18:19:50

Интервью экс-главного тренера сборной России по бобслею, а ныне возглавляющего сборную Москвы Олега Геннадьевича Соколова.

© Евгений Резник

— Олег Геннадьевич, как оцениваете уровнем проходящей Спартакиады? В какую сторону он изменился по сравнению, например, с прошлым годом?

— Прогресс у спортсменов виден, а уровень — слабый. Слабее, чем на прошлой Спартакиаде. Связано это с плохой работой руководства федерации с регионами. Потому что если раньше между ним была тесная связь, давали региональным тренерам задание, чтобы они воспитывали и привозили на вот такие вот турниры определённое количество спортсменов, был контакт со сборной страны, то сейчас политика несколько изменилась.

Руководители сборной сказали, что теперь только они воспитывают для себя спортсменов и больше никто. Поэтому я могу с грустью сказать, что уже одно поколение упущено, к сожалению. Перед сочинской Олимпиадой перед тренерами национальной команды была поставлена задача во что бы то ни стало там «сверкнуть», а о подрастающем поколении стали забывать. Тем более, если говорить об иностранных тренерах, то они выполняют чёткую задачу, поставленную перед собой и ни о чём другом больше не думают.

Вы только представьте: в 2012-ом году наша молодёжь сделала 12 заездов за год. Это смешно! В год начинающий пилот должен делать не менее 2500-300 заездов! В 2013-2014-ом было что-то около 30-ти заездов, но это — капля в море! Есть, конечно, среди регионов энтузиасты, которые своими силам кого-то куда-то возят. Я говорю о Москве, Московской области, Уфе и Красноярске. Эти четыре региона плюс Краснодарский край, потому что здесь есть трасса. Вот эти 5 пилотов между собой и конкурируют... Но я скажу так: уровень пилотирования неплохой, но поскольку они выросли в небольшой конкуренции, с ними нужно ещё работать и работать.

— То, о чём Вы говорите, находится ведь на поверхности. Почему же ситуацию не пытаются преломить?

—  Те, кто отвечает за развитие бобслея в нашей стране, очень хорошо слышат задачи «наверху» и при этом плохо понимают, что происходит «внизу». Таков мой ответ.

— Есть ли сейчас среди подрастающего поколения те, кто уже в ближайшее время смогут бороться за победу или хотя бы за место в призёрах на Чемпионатах и Кубках мира?

— Не могу сказать — не хочу быть голословным. Что касается Чемпионата мира среди юниоров, то там есть четыре человека, которые в ближайшее время могут побороться за медали. Это Дмитрий Попов, Святослав Фомин, Иван Линучев и Александр Щербаков.

— А из девушек?

— Из девушек — Елизавета Зубкова и, учитывая стартовый разгон, наверное, Валерия Быкова. Если говорить о скелетоне, то за ни я слежу меньше, но могу там отметить Юлию Канакину, Елена Никитина, в принципе, ещё подходит под юниорский возраст. Никита Трегубов... Молодёжь там хорошая. Есть и те, кто вскоре сможет им составить достойную конкуренцию. Настя Шлапак там уже активно с ними соперничают. Появляются и скоростные мальчики, которые, может быть, пилотируют пока не очень хорошо, но обладают хорошей скоростью международного уровня.

— Что можете сказать о Вашем подопечном Святославе Фомине? Он совсем недавно перешёл в сборную Москвы, а раньше представлял Краснодарский край.

—Фомин пришёл к нам в 2011-ом году. Сергей Смирнов взял его в группе по росте отца Святослава. Парень, в общем-то, изначально для бобслея ничего ценного из себя не представлял. Но я всегда говорю, что никогда нельзя судить нетренированного спортсмена. Неизвестно, какой у него «потолок». Поэтому пока он развивается, мы им занимаемся. Радует, что этого самого «потолка» пока не видно.

— Что думаете о прогрессе Елизаветы Зубковой? Насколько ей мешает (или помогает) присутствие рядом столь титулованного отца (отец Елизаветы Александр Зубков — двукратный олимпийский чемпион по бобслею — прим.)?

—Елизавета успела уже попробовать себя и в санях, и в скелетоне и вот теперь перешла в бобслей. Пилотирует она хорошо — голова светлая. Что касается Вашего вопроса — очень сложно сказать... В сиюминутный момент это очень сильно помогает — она показывает высокий результат для себя на данный момент. Но как это скажется в будущем, будет ли она жить мыслями отца или сама разберётся в этом виде спорта – это только от неё зависит. Пока, на мой взгляд, она делает то, что ей говорит папа. Но если ты хочешь стать по-настоящему сильным спортсменом — нужно руководствоваться только своим мыслями и быть конкурентоспособной даже в отсутствии наставника рядом.

— Два года Вы были старшим тренером сборной России по бобслею и ещё два года — главным. Какой успех стал за это время для Вас самым запоминающимся?

— Это, конечно, сезон 2010/2011, когда мы смогли прыгнуть выше головы и выиграть Чемпионат мира на немецкой трассе в Кёнигсзе. Это произошло впервые за 24 года. Наша последняя медаль в «двойках» была завоёвана в Калгари аж в 1988 году. Это был огромнейший прогресс.

— Благодаря чему стал возможен тот успех?

— Благодаря тому, что каждому нашему спортсмену мы предложили индивидуальную программу подготовки. С 2004-го года мы наблюдали за Зубковым и Воеводой и выработали для них комплекс упражнений, который позволил подойти к старту в Кёнигсзе в оптимальной форме. Поэтому, когда в том сезоне в федерацию пришёл новый президент — мы с ним сели за стол и обо всём договорились. Вся подготовка была расписана буквально до минуты.

— Что случилось в 2012-ом году? Почему был провален Чемпионат мира, а затем Вы были отстранены от работы со сборной?


— Прежде всего хочу сказать, что на том мировом форуме можно было выступить однозначно лучше. Перед тем турниром я дал полную свободу нашим бобслеистам в плане подготовки. Они готовились по методикам своих тренеров. С тренерами же договорились: если провалимся — спортсмены будут готовиться уже по моим правилам. Получилось то, что получилось х. Они заняли четвёртое место, хотя на трассе в Лейк-Плейсиде мы никогда не выступали хорошо. После этого я дал понять людям, что они не правы, после этого должна была начаться тяжёлая скрупулёзная работа. Но на следующий год договориться о сотрудничестве не удалось. Грубо говоря, нас подрезали на взлёте (улыбается).

— На ваше место пришёл канадец Пьер Людерс. Как относитесь к его работе?

— Он неплохо мотивирует, неплохо властвует (улыбается). Но не вдаётся в подробности и детали. Спортсмены все разные и бобслейный экипаж — это не стадо. Это отдельные личности, поэтому заниматься нужно всем индивидуально. На мой взгляд, сейчас этого не происходит.

—Может быть, проблема в разном менталитете?

— Я год прожил в Канаде и знаю их менталитет. Там если люди чем-то занимаются — они отдают себя профессии, наши же могут расслабиться, их постоянно надо «пинать» и заставлять работать. По-другому всё, да.

— Есть ли у Вас мечта когда-либо вновь стать у руля сборной?

— Для этого воедино должно сложиться множество факторов. Потому что приходить просто на то, что сейчас есть... Я бы не пошёл, наверное. Я готов помочь советом, но не более.

Итоговое положение команд: (скачать протокол)

1. г.Москва   (80 очков)
2. Красноярский край    (65 очков)
3. Респ.Башкортостан    (50 очков)
4. Московская область   (40 очков)
5. Иркутская область     (30 очков)
6. Краснодарский край  (25 очков)

Фото-отчет с финального дня соревнований по бобслею в Красной Поляне

Евгений Резник