Сегодня, 5 июня, в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» Министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин провёл в режиме онлайн итоговое заседание коллегии Минспорта России.
Предлагаем вашему вниманию выступление Олега Матыцина об итогах работы Министерства спорта Российской Федерации в 2019 году и об основных задачах на 2020 год.
Уважаемые коллеги!
Как мы знаем, сфера физической культуры и спорта находится в поле пристального внимания Президента России Владимира Владимировича Путина и Правительства страны, поддержка которых обеспечивает динамичное развитие физической культуры и спорта в России.
Текущий год начался с формирования нового состава Правительства, и перед Минспортом как профильным органом была поставлена задача мобилизации для достижения национальных целей и стратегических задач развития до 2024 года в сфере физической культуры и спорта. Эту работу пришлось скорректировать и направить усилия на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.
Теперь наша главная цель – поэтапно выйти из ограничений и восстановить привычный «ритм жизни» сферы физической культуры и спорта, сделать правильные выводы и разработать планы реагирования. Надеюсь, мы сможем реализовать все планы с учётом тех уроков, которые были получены в эти дни.
В ходе сегодняшнего заседания мы подведём итоги ушедшего 2019 года и определим задачи на 2020 год. Прежде чем мы начнём, считаю важным выразить благодарность моему предшественнику Павлу Анатольевичу Колобкову и коллективу Министерства, которым он руководил, за деятельность, направленную на развитие физической культуры в нашей стране и в сфере международного сотрудничества.
Кратко скажу об изменениях, которые произошли в структуре Министерства. Утверждён состав заместителей Министра спорта, сформирована новая структура и назначены руководители соответствующих Департаментов. Вся информация есть на официальном сайте Минспорта России.
Экономика – важнейший фактор развития любой сферы жизни. Доля финансирования физической культуры и спорта в 2019 году составила 0,44% от общей суммы расходов федерального бюджета. Этот показатель, к сожалению, ниже, чем средняя доля финансирования во многих зарубежных странах.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству спорта Российской Федерации в 2020 году предусмотрены ассигнования федерального бюджета в объ`ме 84,3 млрд рублей, что на 9% ниже уровня 2019 года (92,1 млрд рублей). На снижение объёмов повлияло завершение глобальных проектов – Чемпионата мира по футболу и Всемирной универсиады в Красноярске.
Отмечу, что 2019 стал первым годом практической реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» с амбициозным целевым показателем, который звучит следующим образом: «Свыше 55% населения страны к 2024 году должны регулярно заниматься физической культурой и спортом». Для достижения этой цели проектом предусмотрен большой комплекс мероприятий и существенные ассигнования.
Бюджет проекта на 2019-2024 годы составляет 154,3 млрд рублей, в том числе 138 млрд за счёт федерального бюджета. В 2019 году кассовое исполнение федерального проекта при лимите 24,8 млрд рублей составило 22,8 млрд рублей или 91,8%, что, конечно, является недопустимым. Необходимо усилить работу по исполнению обязательств коллегам в Курганской, Брянской, Астраханской, Калужской областях, Республиках Тыва, Карелия и Крым. Среди регионов, которые своевременно исполнили обязательства, отмечу Владимирскую, Ярославскую, Саратовскую, Сахалинскую, Иркутскую области и Чеченскую Республику.
В текущем году мы также видим высокие риски неисполнения (на 1 июня 2020 года – 17,7%) по отдельным регионам. Коллеги из регионов знают, о чём речь. Обращаю внимание на необходимость особого контроля.
В 2019 году рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» в эксплуатацию введён 81 объект спортивной инфраструктуры. В 2020 году программа предусматривает финансирование строительства 261 объекта, закупку оборудования для создания 500 спортивных площадок и футбольных полей, укрепление материальной базы 115 учреждений спортивной подготовки. По данным статистики, значение нормативной обеспеченности спортивными объектами в 2019 году составило 55,7%, что больше по сравнению с предыдущими годами.
Сегодня нам на помощь в развитии инфраструктуры пришёл национальный проект «Жильё и городская среда», в рамках которого возможно создание спортивных площадок при обустройстве общественных пространств.
Уважаемые коллеги, прошу обратить Ваше внимание и внимание руководителей субъектов Российской Федерации на схему территориального планирования объектов с учётом реальной потребности муниципалитетов и обеспеченности, и главное, их загрузки и содержания.
Необходимо развивать проекты государственно-частного партнёрства, привлекать частных инвесторов, особенно для крупных, коммерчески интересных объектов, в том числе с возможностью передачи объектов в управление частным компаниям с предоставлением гарантированного объёма госзадания. С 2021 года для всех объектов, строящихся в регионах с федеральным софинансированием, привлечение концессионера станет обязательным.
Важно не только своевременно и качественно строить объекты, но и комплектовать их квалифицированными кадрами, наполнить содержанием и организовать работу. В 2019 году наши вузы подготовили более 7500 специалистов с высшим образованием, училища олимпийского резерва – более 650 специалистов со средним профессиональным образованием. Количество трудоустроенных выпускников вузов в организациях и учреждениях сферы физической культуры и спорта составило чуть менее 60%. Важно обеспечить максимальное трудоустройство выпускников в организациях и учреждениях отрасли. Поручаю руководителям образовательных организаций совместно с профильным Департаментом организовать мониторинг востребованности специалистов на рынке труда и их трудоустройства. Также считаю целесообразным рассмотреть вопрос о распределении выпускников.
Подчеркну, что вузам необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров, внедрять опережающее профессиональное обучение, дистанционное образование. Это является частью национального плана преодоления экономических последствий по восстановлению экономики. Также хочу сообщить, что в текущем году в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» будет организована профессиональная переподготовка тренеров и инструкторов. Важным является реализация нового образовательного стандарта «Спорт».
Минспорт будет уделять особое внимание поддержке тренеров. Тренер, воспитатель – главное действующее лицо нашей сферы деятельности, критерий эффективности её развития. От его профессионализма, социального статуса зависят не только достижения спортсменов и успехи команды, но, главное, успех формирования личности наших детей. Тренеры формируют характер и жизненные ценности учеников.
Для подготовки тренерских кадров важно постоянное развитие и совершенствование, обмен опытом и знаниями. Прошу руководителей спортивных федераций совместно с профильными образовательными организациями возродить и сделать регулярными тренерские конференции по видам спорта. Отмечу положительный опыт Федерации лыжных гонок России, которая при поддержке Олимпийского комитета России уже не раз проводила такие мероприятия. Важную роль играет деятельность Фонда поддержки олимпийцев. С его помощью по предложениям федераций ежегодно обучение по программам повышения квалификации проходят десятки специалистов и тренеров. Также Фонд реализует грантовые программы поддержки, в рамках которых доплаты получают как молодые, так и опытные и успешные тренеры, добивающиеся значительных результатов.
Рекомендую органам исполнительной власти в регионах также оказывать тренерам всестороннюю поддержку. Важно создавать для них комфортные условия работы и оценивать их труд по достоинству.
По итогам 2019 года в стране систематически занимаются физической культурой и спортом 58,5 млн человек, что составляет 43% от численности населения страны в возрасте от 3 до 79 лет. Здесь следует отметить регионы, находящиеся в лидерах, и тех, кому нужно существенно повысить эффективность.
Для достижения показателя федерального проекта мы должны понимать, что каждая новая высота будет даваться с большим трудом. Особенно сложно придётся после снятия ограничений, потому что два с лишним месяца замедления изменили многое в нашей жизни. А это значит, что нужно искать новые ресурсы и неординарные решения. Заниматься пропагандой, формировать культуру взаимодействия как внутри системы, так и с внешними её участниками, включая СМИ и социальные сети, повышать эффективность имеющейся инфраструктуры, создавать уникальные предложения для занятий физической культурой и спортом, привлекая все субъекты и инструменты отрасли: фитнес-индустрию, государственно-частное партнёрство, частные инвестиции, производителей спортивного оборудования и инвентаря, организаторов массовых мероприятий. Нам в помощь – принятые межведомственные программы развития школьного и студенческого спорта, программа «Плавание для всех», однако есть и направления, которые требуют дополнительной проработки.
Так, требует активизации работа по вовлечению трудовых коллективов и предприятий. Необходимо уделить особое внимание реализации федерального проекта «Старшее поколение», развитию адаптивной физической культуры, по аналогии с дошкольным образованием привлекать частные фитнес-центры к реализации госзадания, что будет способствовать достижению показателей национального проекта и поддержке фитнес-индустрии.
Физкультурно-спортивные клубы по месту жительства должны стать основным инструментом привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, для этого необходимо внедрять региональные программы и меры поддержки инструкторов физической культуры и спорта по месту жительства. И это особенно важно для жителей не только мегаполисов, но и малых городов, сёл и посёлков. Также важно обратить внимание на усиление взаимодействие с крупными общественными организациями, имеющими колоссальный опыт физкультурно-спортивной работы, такими как: «Динамо», ДОСААФ, ЦСКА, «Трудовые резервы», «Локомотив» и другие.
По итогам 2019 года 7,5 млн человек из 13,5 млн зарегистрированных приступили к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. К 2024 году количество выполняющих нормативы необходимо довести до 24 млн человек. Это большой вызов, и для его реализации предстоит организовать работу с центрами тестирования, эффективно проводить информационную кампанию. Надеемся, что создание анимационного сериала с использованием новейших цифровых технологий будет хорошим инфоповодом и послужит формированию культуры активного и здорового образа жизни для самых маленьких жителей нашей страны.
Цифровая трансформация – ещё одна цель и приоритетная задача для всего Правительства, и наша сфера не является исключением. Начиная с этого года при участии Минкомсвязи начнётся внедрение цифровых технологий, которые призваны ускорить процессы, повысить их удобство, обеспечить прозрачность обмена данными.
Значительное внимание будет уделено сервисам для граждан, таким как запись на занятия физической культурой и спортом. Кроме того, в 2020 году Департаментам Министерства, подведомственным учреждениям, федерациям и регионам необходимо совместно реализовать экспериментальный перевод в «цифру» ключевых для отрасли процессов: присвоения спортивных разрядов и званий, формирования статистической отчётности, а также единого календарного плана спортивных соревнований, который является основой, отправной точкой для всех участников отрасли.
В 2019 году календарь содержал около 15 000 физкультурных и спортивных мероприятий. В текущем году – более 12 500. К сожалению, около 3000 из них были отменены или перенесены в связи с пандемией.
Беспрецедентными стали перенос футбольного Евро, Олимпийских и Паралимпийских игр, множества других мероприятий, что повлекло за собой полный пересмотр мирового спортивного календаря. Последствия этого мы будем ощущать ещё несколько лет. Несмотря на сложившееся положение, в текущем году необходимо обеспечить подготовку спортсменов сборных команд к участию в квалификационных соревнованиях и завоеванию лицензий в Токио, участию в зимних и летних Студенческих играх, продолжить реализацию ведомственного проекта подготовки к Олимпийским зимним играм в Пекине.
Первоочередная задача на ближайшие два месяца – скорректировать календарь и организовать подготовку спортсменов сборных команд во взаимодействии с Олимпийским и Паралимпийским комитетами России, федерациями, регионами, Федеральным медико-биологическим агентском и другими заинтересованными участниками. Большая ответственность, как, впрочем, и всегда, ложится на руководителей федераций и главных тренеров сборных команд, которым нужно перестроить разбитый цикл подготовки атлетов. Мы будем активно работать вместе. Необходимо восстановить спортивные мероприятия с учётом эпидемиологической обстановки в регионах и рекомендаций, разработанных Роспотребнадзором и Минспортом, и в текущем году провести Всероссийские Спартакиаду и Универсиаду. Хочу поблагодарить наших коллег из Роспотребнадзора и ФМБА за совместную работу, благодаря которой разработаны рекомендации, этапы восстановления спортивной деятельности. Положительной опыт такой работы у нас есть. Ровно через две недели возобновляется Чемпионат России по футболу. Хочу выразить благодарность Российскому футбольному союзу, Александру Валерьевичу Дюкову, всем коллегам Российской Премьер-лиги, Роспотребнадзору за понимание особенностей деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также поблагодарить руководителей регионов за их готовность принять участие в этой работе. Особая благодарность Дмитрию Чернышенко за ту поддержку, которую вы оказали как Вице-премьер, курирующий сферу физической культуры и спорта. Мы знаем, что готовится к возобновлению Чемпионат России по регби, и мы готовы всемерно содействовать решению этой задачи.
В этом году в России запланировано проведение первого после возвращения к нормальной жизни крупного международного соревнования – Первых Игр стран СНГ в начале сентября. Выражаю признательность руководству Республики Татарстан, Рустама Минниханову за готовность к организации этого мероприятия.
В июне 2020 года по поручению Президента Российской Федерации на федеральных спортивных базах Минспорта возобновлены тренировочные мероприятия спортивных сборных команд России. Дмитрий Николаевич упомянул, что были даны поручения регионам и Роспортебнадзору содействовать в восстановлении этой работы.
Тренировочный процесс был восстановлен по 20 видам спорта для более чем 1000 членов сборных команд. Эта работа организована во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Федеральным медико-биологическим агентством, которое оказывает очень важное содействие при тестировании спортсменов и оперативно решает все задачи. Ещё раз выражаю признательность нашим коллегам из названных организаций, а также руководству и персоналу федеральных баз за проделанную работу.
В целях обеспечения подготовки лиц с ограниченными возможностями Минспорт России также активно взаимодействует с ФМБА России в части организации тренировочного процесса спортсменов-инвалидов. Уверен, что мы найдём приемлемое решение и получим соответствующую поддержку.
Ещё один важный вопрос: для повышения качества, эффективности и целостности медицинского обеспечения сборных команд России просил бы ФМБА включить в зону ответственности всех членов сборных команд, а не только спортсменов. Надеюсь на ваше понимание и конструктивный диалог.
Благодаря качественной спортивной подготовке и медицинскому сопровождению в 2019 году спортсмены нашей страны на Чемпионатах мира и Европы по олимпийским видам спорта завоевали 136 и 110 медалей разного достоинства соответственно, 124 лицензии на Олимпийские игры в Токио. В 2020 году необходимо продолжить подготовку к главному спортивному событию четырёхлетия и добиться максимально возможного количества лицензий и квот. Важным является усиление научно-методического обеспечения подготовительного процесса, организация работы комплексных научных групп для подготовки спортсменов высокого уровня, и здесь необходимо наращивать потенциал наших подведомственных учреждений. Эту работу мы проводим в тесном взаимодействии с Олимпийским комитетом России.
Наши успехи на международной арене невозможны без подготовки качественного резерва. И здесь регионы – главное звено. Основная работа осуществляется в спортивных школах, и нам необходимо организовать фундаментальный тренировочный, воспитательный процесс с соблюдением таких прописных истин, как планы подготовки и аналитическая работа тренерского состава. Наша общая стратегическая задача – совершенствовать систему спортивной подготовки в отрасли при усилении использования механизма межведомственного взаимодействия.
Департаменту спорта высших достижений Минспорта России, Федеральному центру подготовки спортивного резерва, подведомственным вузам следует максимально оперативно и качественно обеспечить подготовку типовых программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта, где эта работа ещё не завершена. Необходимо в течение 2021 года подвести итоги этой работы.
Предельно важно с первых лет занятий прививать детям культуру нулевой терпимости к допингу. Программа противодействия применению допингу и защита интересов чистых спортсменов были и остаются одним из главных приоритетов в деятельности Минспорта, включая образовательный и административный аспекты. Важно усилить взаимодействие Министерства спорта с федерациями, регионами, ФМБА по реализации данной программы.
Отдельным направлением работы Минспорта в 2020 году станет деятельность в рамках Президиума 7-й Конференции сторон Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, куда впервые за долгое время в статусе заместителя председателя избран представитель Российской Федерации. В целях подготовки консолидированных предложений по вопросам международной антидопинговой повестки в Министерстве функционирует межведомственная рабочая группа.
Важным направлением является сохранение лидирующих позиций России на международной арене как организатора крупных спортивных событий. Прошедший год не стал исключением – впервые в России состоялась Всемирная зимняя универсиада в Красноярске, подарившая большое наследие региону. Состоялись четыре чемпионата мира и девять чемпионатов Европы по олимпийским видам спорта, 24 чемпионата мира и семь чемпионатов Европы по неолимпийским. Благодаря поддержке Президента страны, наличию инфраструктуры, наших позиций в международных организациях, по этим показателям Россия и сегодня остаётся лидером и готова оперативно решать вопросы по проведению крупных международных соревнований в случае обращения соответствующих международных спортивных федераций. Прошу Олимпийский комитет России и федерации занимать в этих вопросах активную позицию.
В организационном плане в 2020 году мы продолжаем подготовку к знаковым международным событиям, право на проведение которых Россия получила ранее. Отдельно хочу поблагодарить губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и всех его коллег за активное и эффективное взаимодействие по организации и подготовке крупнейшего мультиспортивного проекта 2023 года – Всемирной универсиады, а также форума «Россия – спортивная держава» в 2020 году и международного конвента «Спортаккорд» в 2021 году.
2020 войдёт в историю как год изменения привычного уклада жизни, глобальных экономических потрясений. В то же время, этот период позволил, по нашему мнению, ещё больше консолидировать спортивное сообщество России, проанализировать сегодняшнее положение дел, определить приоритеты и ресурсы для дальнейшего развития.
Выражаю признательность всем нашим партнёрам – федерациям и регионам. Всё это время мы постоянно находились в диалоге, обменивались опытом по выходу из кризисной ситуации. В этот период Минспортом была инициирована программа «Тренируйся дома. Спорт – норма жизни», которая помогла тысячам людей в непростой период самоизоляции и которая будет полезна и в дальнейшем. Спасибо всем, кто участвовал в создании и пропаганде этой программы.
Сфера физической культуры и спорта включена в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики. Практически на два месяца остановлены все мероприятия, закрыты учреждения и объекты спорта, десятки тысяч людей находятся вне работы, изучая и внедряя новые формы занятости.
Для поддержки спортсменов и тренеров Минспорт продлил сроки действия спортивных разрядов, квалификационных категорий спортивных судей, изменил порядок формирования списков кандидатов в сборные команды страны. В то же время, Министерством была завершена важная работа по изданию приказов, устанавливающих требования к присвоению квалификационных категорий тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта.
Мы также активизировали взаимодействие с ключевыми «игроками» отрасли, проанализировали их положение. По итогам этой работы Минспорт России участвует в подготовке и обсуждении мер поддержки, которые принимаются Президентом и Правительством Российской Федерации. При этом важно понимать, что беспрецедентные правительственные меры поддержки могут распространяться на организации и предприятия нашей сферы только в рамках общих правил оказания государственной поддержки.
Это касается и субъектов малого и среднего предпринимательства, и системообразующих предприятий, и социально-ориентированных некоммерческих организаций, и индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц.
По предприятиям фитнес-индустрии утверждены критерии отнесения организаций к системообразующим. Во исполнение поручений Президента страны Минспортом сформирован и внесён в Минэкономразвития России список из 87 социально-ориентированных некоммерческих организаций. В их число входят и общероссийские спортивные федерации, которые ранее получали финансовую поддержку за счёт федеральных бюджетных источников в виде грантов и субсидий. Весь комплекс мер для НКО опубликован на сайте Минэкономразвития, которое в ближайшие дни (планово 6 июня) утвердит список и порядок получения мер поддержки. Сформированы дополнительные критерии включения некоммерческих организаций в реестр, они находятся на стадии согласования. Вся информация и алгоритм будут представлены на официальном сайте Минспорта.
Если говорить о будущем, то для обеспечения долгосрочного финансового благополучия нашей сферы уместно задуматься над формированием рыночных механизмов привлечения внебюджетного финансирования спортивных событий, федераций, клубов и спортивной отрасли в целом. Одним из механизмов решения данной задачи могло бы стать создание под эгидой Минспорта Бюро спортивных инвестиций – единой коммуникационной платформы для различных спортивных организаций, национальных федераций, маркетинговых агентств, телекомпаний, медиа и бизнес структур, ведущих партнёрскую и спонсорскую деятельность.
В заключение остановлюсь на главном. В текущем году завершается действие предыдущей Стратегии развития физической культуры и спорта. Анализ её исполнения показывает, что многие целевые показатели достигнуты. Проделана большая работа по совершенствованию законодательства и нормативной основы отрасли: приняты большое количество поправок в базовый федеральный закон, охватывающих многие направления, пакет постановлений и распоряжений Правительства, межведомственные и ведомственные документы. Продолжается работа по формированию законодательного регулирования арбитража в профессиональном спорте и спорте высших достижений, что позволит обеспечить возможность разрешения споров, в том числе индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в рамках национальной юрисдикции, на базе созданного в России Национального центра спортивного арбитража.
Однако следует отметить, что в Российской Федерации определены новые национальные цели и стратегические задачи развития. Перед нами стоят новые вызовы: стимулирование спроса на физкультурно-спортивные услуги со стороны населения, структурные преобразования в экономике и проникновение цифровых технологий во все сферы жизни, возникновение нового технологического уклада, развитие производственных направлений и импортозамещение.
Это в совокупности с задачами по достижению высоких спортивных результатов в условиях усиливающейся конкуренции и действующих санкций предъявляет новые требования к качеству государственного управления.
Учитывая это, разработан проект Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, который прошёл общественные слушания, одобрен федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации.
В процессе обсуждения проекта Стратегии-2030 поступило более 700 предложений и замечаний, которые учтены в документе. Кроме того, экономические последствия пандемии окажут влияние на этапы её реализации. Первым станет этап восстановления сферы, преодоления последствий и выхода на прежний уровень функционирования. Это в свою очередь влечёт за собой корректировку целевых показателей.
Хотел бы отдельно остановиться на двух аспектах проекта Стратегии.
Первое: система управления. Считаю важным сделать отношения всех субъектов отрасли более понятными с точки зрения прав и ответственности. Речь идёт о федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, роли некоммерческих организаций и бизнес-структур, федераций и спортсменов. Ряд предложений мы планируем отразить в соглашениях с регионами и федерациями. Нам вместе предстоит проделать большую работу по глубокой интеграции и поиску совместных конструктивных решений.
Второе: совершенствование законодательства. Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства о спорте, имея в виду, в первую очередь, перспективу разработки концепции нового, базового для отрасли федерального закона, который адаптирует накопленный положительный опыт правоприменения, а также создаст условия для внедрения необходимого правового регулирования с учётом международно-правовых норм и актов локального регулирования мирового спорта.
Прошу коллегию поддержать предложенный проект Стратегии. Стратегия должна стать не догмой, а руководством к нашему совместному действию. Уверен, что несмотря на временные трудности, мы продолжим конструктивное сотрудничество на благо физической культуры и спорта в России. Ещё раз благодарю всех за совместную работу!