Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Светлана Журова – о подготовке спортивного резерва страны, допинге и проблемах массового детского спорта
- Насколько важно для молодых спортсменов соревнования в рамках Спартакиады и как Вы оцениваете вклад этих соревнований в воспитание спортивного резерва?
- Изначально в СССР, когда Спартакиады только были придуманы, они были аналогом Олимпийских Игр, так как наших атлетов долго не допускали до участия в Олимпиадах, то внутри страны была придумана спартакиадная система. Причём Спартакиады были соревнованиями высочайшего класса, и победа в них ценилась больше, чем победа в Чемпионате СССР.
Сейчас это всё возобновляется. Следующей Спартакиаде быть, однозначно. Вопрос лишь в том, в какой форме и какие новшества можем привнести к следующему разу.
- Почему необходимо заниматься спортом? Есть что-то большее, чем дисциплина и здоровье?
- Сейчас молодёжь живёт в мире удовольствий и зачастую они могут получить какой-то результат (с помощью гаджетов компьютеров) даже не прикладывая усилий. Спорт и культура – это те отрасли, которые требуют труда для достижения победы. То есть ты потрудился в первую очередь для здоровья, плюс ещё и для поучения эмоций. Спорт учит трудолюбию, целеустремлённости и многим другим качествам, но ещё спорт учит проигрывать. Это очень важное качество в жизни, когда ты анализируешь то, что произошло, критически к себе относишься. Только те, кто прошёл школу спорта понимает вторую сторону удовольствия: когда у тебя вчера что-то не получалось, а сегодня вдруг всё пошло. Это немаловажный момент для занятия спортом.
- Какова роль Спартакиады в формировании состава сборных команд?
- Спартакиада молодёжи – это не только проверка резерва для сборных команд, но и проверка для самих спортсменов. У спортсменов ведь происходит привыкание, и юным спортсменам всегда нужно поднимать уровень мотивации и уровень волнения после районных и городских соревнований. Ребята должны понимать, что на Олимпиаде всё по-другому. Это такой практический элемент Спартакиады.
А ещё Спартакиада – это возможность познакомиться со страной, со спортсменами из других регионов. Тренерам посмотреть, что их ждёт, регионам взвесить свои возможности, силы, провести работу над ошибками. Это хорошие критерии оценки работы спортивной отрасли в том или ином регионе.
- Какое влияние оказывают Спартакиады на жизнь в регионах, в которых проводятся?
- Спартакиада сегодня раскинута по разным регионам. Раньше был один город или область, которая принимает Спартакиаду, а теперь каждый вид спорта проходит в своём регионе. С одной стороны, география Спартакиады расширяется, но с другой стороны – пропадает дух соревнования, нет возможности ребятам из разных видов спорта познакомиться и пообщаться. Нет даже единой команды одного региона, нет единого парада открытия и закрытия. С экономической точки зрения, одному региону сложно взять на себя ответственность за всю Спартакиаду целиком, но возможно, стоит тогда проводить старты в Москве и Петербурге, а отдельные виды спорта (горные лыжи, бобслей) отдавать более приспособленным для этого городам, например, Сочи. Так что есть нюансы, их нужно обсуждать и находить приемлемый вариант, чтобы Спартакиады были интересны, а у спортсменов была возможность почувствовать её атмосферу.
- В чём, на Ваш взгляд, состоят основные задачи Федерального Центра подготовки спортивного резерва?
- Готовить резерв – это полномочия региона, а федеральный центр задаёт стратегию. Для центра подготовки резерва и Министерства спорта важны итоговые результаты – как сборные выступили на Чемпионатах мира и Олимпийских Играх. А вот для регионов важно, сколько они подготовили детей. Регион ещё также может быть территорией детского спорта, потому что где города по 70 тысяч и меньше, невозможно создать достойную федеральную инфраструктуру, да и нужна ли она? Может лучше делать федеральные центры в Москве и других крупных городах, а резерв готовить в регионах? И не нужно ругать регион за то, что у него сейчас нет олимпийского чемпиона, зато он там родился, вырос и дошёл до своего определённого уровня – за это тоже нужно благодарить регионы, за то, что они создали базу для этого будущего олимпийского чемпиона.
- Что планируется сделать для развития системы подготовки спортивного резерва? Планируется ли модернизация этого направления?
- Я считаю, что нужно расширять Федеральные Училища Олимпийского резерва, потому что многие регионы не могут потянуть такую финансовую нагрузку. Поэтому нужно делать Училища Олимпийского резерва в большем количестве регионов, чем сейчас, и финансировать их из Федерального бюджета.
- В силу известных причин, будет ли перестраиваться работа по недопущению использования допинга в молодёжном спорте?
- Мы должны объективно понимать, что ребёнок сам в аптеку не пойдёт и не купит себе препарат, здесь обязательно принимают участие взрослые. Поэтому взрослых можно наказывать вплоть до уголовной ответственности, что и будет, возможно, скоро предусматриваться законодательством. Единственный нюанс, который меня настораживает, что допинг могут дать родители. И вот будет ли наказание родителей при этом, и кто будет это выявлять? Как следственным органам с этим справляться?
Хотя основное всё-таки не наказания, а профилактика. Должны проводиться беседы для ребят, тренеров и родителей. Если ты хочешь быть профессиональным спортсменом, то уже с малых лет должен понимать, что тебя ожидает.
- В настоящее время готовится ряд законодательных инициатив, направленных на модернизацию подготовки спортивного резерва и на формирование самостоятельной отрасли физической культуры и спорта. Насколько важно совершенствовать деятельность по подготовке спортивного резерва, и какое внимание уделяется в Государственной Думе вопросам законодательства в сфере молодёжного спорта и подготовки спортсменов?
- У нас люди часто путают спортивный резерв с понятием массового детского спорта. Остаётся открытым непростой вопрос: какие дети должны быть с детско-юношеских спортивных школах, на которые государство тратит серьёзные деньги? Там должны быть дети, которые пришли заниматься для здоровья или это спортивный резерв? Это дилемма для государства и для тренеров, которые заточены на высокий результат.
Я считаю, что заниматься для здоровья нужно в общеобразовательных школах. Это спортивные клубы и школьные соревнования. Тогда и в школах мы создадим хорошую инфраструктуру, люди нам будут благодарны. Государству нужно подумать, как всё это реализовать.
Полная версия видео-интервью со Светланой Журовой