Министр спорта РФ рассказал о том, почему всероссийские Спартакиады являются сверхважными соревнованиями, отметил рост уровня подготовки молодых спортсменов в регионах, а также подчеркнул: никто из талантов не остается незамеченным.
Министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко в разговоре с корреспондентом "Р-Спорт" Сергеем Смышляевым рассказал о том, почему всероссийские Спартакиады учащихся являются сверхважными соревнованиями, отметил существенный рост уровня подготовки молодых спортсменов в регионах, а также подчеркнул: никто из юных талантов не остается незамеченным.
- Спартакиада прошла по всей России, как в целом оцените проведенные соревнования?
- Знаете, Спартакиада – это такой смотр качества спортивного резерва, мы последние годы этому повышенное внимание уделяем. Но, скажем так, хоть и повышенное, но недостаточное. А сейчас это будет некий приоритет на ближайшие три-четыре года, и совет по спорту будет при президенте в апреле, я намерен там ряд вопросов поставить. Потому что это – самое главное, потому что подготовка резерва во многих регионах России не является приоритетом. А это некий элемент оздоровления, вовлеченности детей в спорт. И те ресурсы, которые тратятся на подготовку резерва, можно смело засчитывать в массовый спорт. И вот такие Спартакиады дают нам некий ориентир, где мы находимся, какие результаты, что сегодня и как у нас сегодня в системе подготовки резерва, какие регионы в каких видах спорта доминируют, какая наша школа. Поэтому мы стараемся придавать этому большое внимание и значение, проводим в хороших регионах, стараемся проводить эти Спартакиады на хороших спортивных объектах, по уровню организовывать все это на уровне чемпионатов России, международных соревнований. Поэтому каждый год уровень их повышается. Конечно, мы будем думать и о стимулировании этих ребятишек, которые побеждают. Я намерен на совете по спорту поставить вопрос об изменении системы так называемой стипендии президента, которую Владимир Владимирович Путин ввел. Чтобы эти молодые талантливые ребята, которые побеждают на Спартакиадах, могли получать гранты от государства на ближайшие два-три года. Конечно, в том случае, если они будут совершенствовать свое мастерство. Я высоко оцениваю эти соревнования и очень сожалею, что у меня физически не хватает времени где-то посетить, посмотреть, пообщаться с будущими нашими членами сборных команд страны, потому что пройдет три-четыре года, и эти ребята появятся уже на Олимпийских играх. Хочется, чтобы была стабильность, потому что мы с Олимпиадой планку задрали так, что я теперь уже не представляю, какое место, кроме первого, теперь устроит россиян (смеется).
- Значит, если говорить о финансировании Спартакиад, то министерство спорта планирует увеличивать объемы с каждым годом?
- Да, конечно, мы построили стратегию, потому что Спартакиады и календарь спортивных соревнований – это хребет подготовки спортсмена. Потому что спортсмен может быть в своей детской школе, например, в Хабаровском крае – номер один. Но если он не будет видеть уровень, который, условно говоря, есть в Москве, Петербурге, ему будет очень сложно. Поэтому мы будем стараться увеличивать финансирование, все больше и больше ресурсов направляем на то, чтобы создавать возможности для ребят приезжать на эти соревнования. Больше регионов, больше конкуренции – это очень важно. Соревнования всегда стимулируют рост спортсменов, совершенствование мастерства.
- Что касается географии соревнований, количества видов спорта, тут тоже, наверное, расширение будет продолжаться?
- Конечно. Дисциплины новые появляются, особенно в лыжных видах, как вы знаете, виды, программы. Мы стараемся за этим следить, чтобы возрастала конкуренция у нас в этих видах спорта. Но все равно приоритет надо отдавать своим базовым видам спорта, где у нас есть какие-то традиции – это лыжные гонки, это биатлон, это фигурное катание, сейчас еще шорт-трек стал, горнолыжные виды, для которых мы создали около сотни центров во всех регионах страны. Но и нужно идти в ногу со временем, в ногу с духом олимпийского комитета. Будем делать все, что сейчас популярно у молодежи, эти виды спорта включать в программу Спартакиад, поддерживать их.
- Первые три места по итогам прошедшей зимней Спартакиады заняли Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Какие регионы в ближайшее время могут составить им конкуренцию?
- Тут надо смотреть и по очкам, с карандашом на это смотреть, по баллам, по очкам, по видам спорта. Мы видим, что сегодня очень серьезно Тюменская область подтягивается, появляются сегодня среди претендентов Свердловская область, Красноярский край, которые развиваются, Ханты-Мансийск в ряде видов спорта доминирует.Краснодарский край, как ни странно, появляется в ряде видов спорта, но это уже наследие Олимпиады. В перспективе там будет и фигурное катание, и горные лыжи, и фристайл, и прыжки с трамплина. Пермский край, где, как и в Тагиле, появился центр. Эти все регионы все больше и больше будут подтягиваться. Нам, конечно, хочется, чтобы и Хабаровский край появлялся среди регионов, потому что мы там технические виды спорта хотели бы поддерживать, такие как сани, бобслей, скелетон. География растет, ну а Москва, Санкт-Петербург закономерные лидеры последних лет десяти, потому что они самые крупные субъекты, экономически очень серьезно развитые, и система подготовки резерва там на очень высоком уровне. Посмотрите по очкам, несколько лет назад Москва и Московская область с такими разрывами шансов никому не оставляли, а сейчас все больше и больше конкуренция возрастает.
- Хотелось узнать, как удается привлекать на Спартакиаду даже спортсменов из сборной России, те же самые летающие лыжницы Софья Тихонова и Александра Кустова принимали участие.
- Во-первых, сборники представляют свои регионы, им иногда не хватает соревновательной практики, им хочется больше выступать, да и возраст позволяет. Это здорово, это поднимает уровень соревнований. Когда спортсмен в сборную уходит, он помимо содержания федеральным центром, получает поддержку от региона, и спортсмен отдает ему долг, это здорово. Это не запрещено, во всяком случае. И сегодня это говорит о том, что в этом регионе хорошая школа, мы это поддерживаем.
- Может быть, стоит на такие соревнования отправлять представителей сборных команд для мониторинга?
- Все это изучается, даже не волнуйтесь. Все контролируется и анализируется, мы ведь создали федеральный центр подготовки спортивного резерва, который возглавляет Киселев, и его задача – не просто организация соревнований, его задача – отбор, селекция. Сейчас он получил возможность иметь 32 ставки тренеров-селекционеров, а задача их – как раз мониторить по различным видам спорта талантливую молодежь. Я уже говорил, что талантливая молодежь будет получать стипендии, будет больше сборов. Мы попробуем серьезно отслеживать молодых людей, нам это необходимо, так что никто не будет пропущен.
- Комплекс ГТО какое развитие получил, Спартакиады тоже вышли на высочайший уровень, упор на молодежь идет серьезный и нацеленный?
- Потому что, честно говоря, все время вручную формировать национальную команду крайне сложно, нам нужно выходить уже на некую систему работы, возвращать ту, которая была в Советском Союзе, чтобы система воспроизводила членов сборных команд, наверх поднимала, как это в Америке, в Китае происходит. Системы разные, но принцип везде один и тот же. Мы же, в общем-то, берем национальную команду и вручную каждого спортсмена пытаемся довести до главного старта. А здесь должна доводить сама система, конкуренция. Мы сейчас видим, что зимние виды спорта завершили сезон. В целом мы подтвердили свой класс, но вопрос ведь в чем. После этого мы проводим чемпионаты России, и во многих видах спорта члены сборных команд приходят и обыгрывают всех. А мне бы хотелось, чтобы открывались новые звезды, появлялись новые спортсмены – вот задача-то наша какая. Чтобы у молодежи были шанс, чтобы на каждом чемпионате России появлялись новые имена.